2 Декабря 2022

Зачем ресторану объединяться с искусством, и как транслировать локальную культуру через флагманский продукт?

Ресторан Zuma представил гостям города избранные работы молодых приморских художников в необычном формате.

Открыточные виды владивостокских мостов, пляжи Шаморы, мягкие линии зеленых сопок, леопарды и тигры, гребешки и мидии… спросите прочую Россию, каким ей представляется Приморье – получите картину, собранную из множества подобных образов. Конечно, не обойдется и без группы «Мумий Тролль», неоспоримого культурного фундамента «мягкой силы» края. Заметим (как бы между прочим), что вырастают и новые имена. Например, герои этого текста, художники Саша Эпштейн и Дмитрий Лучинин – создают муралы по всей стране и участвуют в международных фестивалях. Картина Дмитрия «Навага» (да вы знаете ее, с ушедшими под лед японскими авто), что называется, «завирусилась» в соцсетях, а «Зимний серфинг» Саши – попала на обложку сингла упомянутого уже «Мумий Тролля».

Дмитрий Лучинин. «Навага»

Кроме того, все более заметным элементом имиджа края становится гастрономия. Владивосток вообще-то превратился в важную точку на условной гурманской карте страны – благодарить за это стоит приостановленный только пандемией мощный поток азиатских туристов, который породил нечеловеческий уровень конкуренции и выковал проекты поистине мирового уровня. Таких, как другой наш герой, ресторан Zuma. Не будет преувеличением сказать, что Zuma – такая же важная часть образа Приморья, как тигры или мосты. Обязательный пункт программы большинства гостей города, отец-основатель всероссийских гастрофестивалей, постоянный фигурант верхних строчек рейтинга лучших ресторанов страны по версии WhereToEat Russia, и прочая, и прочая… словом, почти официальный амбассадор гастрономического Приморья.

К этой своей роли в ресторане относятся серьезно. Бренд-шеф ресторана Егор Анисимов часто представляет край на крупных мероприятиях и «гастрольных» ужинах по стране и за рубежом; в свою очередь, в ресторане также часто гостят именитые шеф-повара, не дающие Владивостоку забыть о глобальных трендах. Для популяризации дальневосточных морепродуктов в Zuma придумали Фестивали «Держи краба» и «На гребне!», география которых охватывает десятки городов.

Так вот у ресторана есть гость, который приходит, чтобы узнать Приморье через его кухню. Так почему бы не пойти глубже и не познакомить его с местным искусством? Не показать ему творчество тех людей, кто любит край и вдохновляется его природой, настроением и особенностями?

И тут встаёт вопрос, как сделать так, чтобы соприкосновение гостя с чем-то локальным и местным не заканчивалось на съеденном гребешке и рассказе официанта? Новая инициатива – необычная коллаборация с молодыми приморскими художниками, работы которых теперь увидит еще больше людей со всей России. Картины Саши Эпштейн и Дмитрия Лучинина украсили этикетки флагманской линейки вин Zuma, созданных винодельней Chateau Pinot. Команда ресторана Zuma впервые презентовала этот проект в неслучайном месте — Приморской Государственной картинной Галерее.

Поговорили с художниками об этом проекте.

- Расскажите – с чего все началось?

Дмитрий

Однажды мне в директ написали представители Zuma. Так и так, видели ваши картины, хотим создать на их основе этикетки вина, давайте встретимся. Уже на встрече появилась идея добавить в проект Сашу. Ее творчество прекрасно отражает индивидуальность Приморья, да и с чисто визуальной точки зрения ясно – на этикетках работы будут хороши. В итоге пригласили представителей ресторана на Сашину персональную выставку; она как раз в тот момент проходила в «Арке».

Саша

Да, и в итоге меня как-то очень естественно и легко позвали на проект. Среди прочих была на выставке и трехметровая картина с зимним серфингом; это моя выпускная дипломная работа, она впервые во Владивостоке экспонировалась. Ее увидели гости из Zuma – и сразу захотели именно эту картину.

- Согласились сразу?

Дмитрий

Да. На первую встречу с представителями ресторана я, конечно, шел вроде как на разведку… но, честно скажу – над этим предложением раздумывал минимально. Нас же не просили писать на заказ. В Zuma заметили работы, заинтересовавшись именно тем, как мы выразили в них себя – и пошли за авторами. А мы знаем о ресторане Zuma, мы понимаем – его создали классные творческие ребята, которые делают классные вещи. То есть, это не просто сотрудничество «ресторана» и «художника». Это коллаборация имен – Zuma, Дмитрий Лучинин, Саша Эпштейн. Приятно.

- Я только что с удивлением узнал, что художники часто работают именно с винными этикетками – для них писали Дали, Шагал, Пикассо… как вы сами относитесь к такой необычной форме экспозиции ваших работ?

Дмитрий

Еще до старта проекта мы обращали внимание на винные этикетки, как они выглядят и что говорят – художники вообще остро в плане визуала воспринимают окружающий мир, а тут и впрямь целое искусство. Наши работы не просто так, не одной красоты ради помещены на этикетку. Речь скорее идет об установлении более глубокой связи со зрителями.

Саша

Понимаете, обычно художники ведут диалог со зрителем подготовленным и насмотренным – в арт-галерее легче встретить человека, который время от времени в арт-галереях бывает. Зрители же, взаимодействующие с искусством нечасто, склонны воспринимать произведения эмоционально, «нравится» или «не нравится». В данном случае, у нас не экспозиция в арт-галерее. У нас – картины на этикетке вина. Вот почему они так эмоциональны, привлекательны и однозначно позитивны. Для их понимания вовсе не нужна особая подготовка или, скажем, знание истории искусства.

Лично я могу выбрать вино просто по визуальной эстетике. Взгляну – а этикетка рассказывает историю о том, как виноград давят босыми ступнями; честно, сразу ведь хочется купить и попробовать. Думаю, такие же истории этикетки способны рассказывать и о Приморье – с помощью наших картин.

- Дмитрий, в Zuma говорят, что специально выбирали картины, отражающие локальные особенности Приморья. Выбрали «Му» и «На юг» - и они действительно очень «приморские»…

Дмитрий

Если говорить о «Му», так это чистое впечатление, оставшееся в голове еще со студенческих лет. Лично для меня – ассоциация с островом Попова.

Коровы там такие же обитатели острова, как и люди. Присутствуют везде. Гуляют по косогорам, море вот вспенивают, просто стоят как статуи – зашли в прибой и стоят. Необычные вещи. Говорю же – художник воспринимает визуальные образы острее, чем остальные люди; нас такое увлекает, нам такое запоминается.

Вторая картина называется «На юг», она про полуостров Гамова, самый юг Приморья – мы туда ездили и продолжаем ездить. Любой, кто там бывал – узнает это ощущение. Такая… камерность, пожалуй – когда смотришь на море сквозь сосны, изогнутые постоянными ветрами, растущие на отвесных скалах.

- Саша, а «Зимний серфинг» - какая история стоит за этой работой?

Саша

История… Ну, в институте каждый год предлагаются разные темы для картин – на четвертом курсе такой стала «Спорт и молодость». А надо сказать, что у нас много друзей-серферов; да и сама занимаюсь – на любительском уровне, но с удовольствием. Ездила на Камчатку, в крупнейший серф-лагерь Дальнего Востока. Жила некоторое время и в серф-лагере во Владивостоке, писала там этюды с натуры, серферы ходили ко мне в мастерскую позировать. Так что я вдруг ярко вспомнила, как была на Русском острове, в бухте Чернышева – февраль, густой снегопад, серфинг. Погода еще такая… темная. Небо темное, снег белый лежит, очень холодно, серферы тут же. Подумала, что идея интересная и стоит порисовать эскизы. Сделала много вариантов, но картину написала только почти два года спустя. Когда опубликовала в соцсетях, случилась известная история – мне написал менеджер группы «Мумий Тролль», после чего картина «Зимний серфинг» парадоксальным образом стала обложкой сингла «Лето без интернета». Мной внезапно все заинтересовались, стали брать интервью и так далее. Я этим еще больше вдохновилась, поймала волну, продолжила развивать тему – пробовала разные композиции, цветовые решения. Вот сейчас друг-серфер говорит, что у меня уже статус серф-художника. Просто обычно они рисуют что-то такое гавайское, в шортиках, с ласковым солнышком – а тут зимний русский серфинг.

- «Зимний серфинг» – на этикетке легкого розового игристого с длинным названием Пет-нат Пино Нуар Розе Экстра Брют, «Му» – это красное Пино Нуар, а «На юг» – конечно, белое Шардоне. Пробовали? Подходят ли ваши картины этим винам, как считаете?

Саша

Пробовали. Здоровый образ жизни, серфинг – да, но можно изредка, без злоупотреблений выпить хорошего вина или шампанского. Мне нравится розовое, нравятся пет-наты… моя картина на этикетке розе, в конце концов. Удивительно, но именно розе-то я и не успела попробовать. Улетели в Москву незадолго до того, как в Zuma пришли готовые бутылки.

Дмитрий

Но и красное «с коровой», и Шардоне «с соснами» мы в Москве продегустировали. Розовое не успели, всего один день в столице был. Скажу, что вина приятные. Думаю, выбранные картины им подходят. Вообще, на каждом этапе проекта Zuma спрашивали нашего согласия буквально по каждому пункту: «Согласны с тем-то? Все ли так?». Выверяли до миллиметра буквально, это приятно. Но вот какие конкретно картины к какому вину – они решали сами. И выбрали, повторюсь, хорошо.


***

О себе: Саша Эпштейн

Я родом из Северобайкальска, республика Бурятия. Сейчас – художница из Владивостока. Жила у Байкала, приехала к морю. Поступила на дизайнера, это первое высшее. Потом – шесть лет училась станковой живописи в Дальневосточном государственном институте искусств у замечательного Игоря Борисовича Обухова; его работы даже в Третьяковке есть, кстати. В январе 2022 – первая персональная выставка в Центре современного искусства «Арт-Этаж»; в августе – вторая, в галерее современного искусства «Арка». В институте познакомилась с Димой, он на курс старше учился. С тех пор вместе.

О себе: Дмитрий Лучинин

Классе в четвертом или пятом, бабушка отдала меня в художественную школу в Находке. Заканчивал я ее уже в Михайловке. После 9 класса – уехал в город и поступил во Владивостокское художественное училище, на отделение «Художник-живописец». Пять лет отучился и поступил в Художественную Академию Искусств, где провел еще 6 лет. Первая персональная выставка – «Приморская» – открылась в ноябре 2020, в Приморской краевой картинной галерее.

О паназиатском ресторане Зума:

ZUMA — крупнейший Паназиатский ресторан на Дальнем Востоке, который в 2022 году получил первое место в рейтинге лучших ресторанов Дальнего Востока и 33 место среди всех ресторанов страны по версии Всероссийской ресторанной премии WHERETOEAT. Обладатель премии «Лучший региональный ресторан 2017 по версии GQ и ежегодный обладатель трёх звезд 2017/2021 за винную карту независимой премии RWA (Russian Wine Awards). Бренд-шеф ресторана Егор Анисимов в 2022 стал первым в номинации «Шеф-повар региона Дальневосточного Федерального Округа» премии «Завтрак Шефа».